МОУ СОШ с. Верх-Чита
с. Верх-Чита, Читинский район, Забайкальский край
  • Кружок "По тропинкам родного края"

    МОУ СОШ с. Верх-Чита ул. Школьная, 7
    24.04.2025
    Тема: Фенологические исследования в природе (на школьном дворе).
    24-24 апреля
    Кружок "По тропинкам родного края".

    На занятии ребята вспомнили, что собой представляет наука фенология.

    Фенология — наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времён года и погодными условиями. 

    Фенологические исследования в природе, в том числе на школьном дворе, могут включать наблюдение за сезонным развитием объектов живой и неживой природы.  
    Ребята познакомились с  рекомендации по организации таких исследований:
    1.Выбрать площадку для наблюдений. Она должна характеризовать средние для данного района условия. Для наблюдения за травянистыми растениями достаточно заложить постоянную площадку размером 5×5 м, чётко обозначив её границы. 
    2.Выбрать объекты для наблюдений. Например, наблюдать не менее чем за 10 деревьями или кустарниками одного вида. Выбранные экземпляры нужно отметить несмывающимися этикетками, хорошо заметными издали. 
    3.Составить карту-схему. На ней нужно указать расположение всех интересующих объектов, включая растения с этикетками. Схема участка станет руководством для последующих наблюдений. 
    4 Определить частоту посещения участка. Она зависит от сезона. В зимний период возможно проводить наблюдения 1 раз в 10 дней. С приближением весны наблюдать за происходящими изменениями следует не реже 1 раза в 3–5 дней. В конце весны, когда начинается развитие растений, участок следует посещать ежедневно. 
    4.Вести записи. Наблюдатель всегда должен иметь с собой небольшую записную книжку и простой карандаш. Записывать шариковой или гелевой ручкой не разрешается, так как при намокании книжки текст пропадёт. 
    Во время фенологических исследований можно наблюдать следующие явления:
    1.Метеорологические. Появление первых проталин, исчезновение сплошного снежного покрова, возобновление снежного покрова весной и другие. 
    2 Гидрологические. Появление закраин, подвижка льда, вскрытие льда, исчезновение ледяного покрова на стоячих водоёмах и другие. 
    3.Наблюдения за растениями. Начало сокодвижения, набухание почек, распускание почек, развёртывание первых листьев, начало цветения и другие. 
    4.Наблюдения за животными. Наблюдение за насекомыми, земноводными, птицами, млекопитающими. 
    5.Основные задачи фенологических исследований в школе: расширить и углубить знания учащихся о природе родного края, научить раскрывать закономерности в развитии природы, способствовать экологическому образованию и другие. 
     Ребята  запланировали провести  наблюдение за стрижами. Стрижи обычно прилетают  к школе 17 мая.  Они занимаются строительством гнезд. Особенно активны они в солнечные теплые дни. Это связано с появлением большого количества насекомых. А как будет в этом году?
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике